Фильм, снятый Марком Захаровым в 1988-ом году по пьесе Евгения Шварца. Хотя действие происходит в вымышленной стране, фильм чудесен своей острой сатирой и правдивостью. Я бы даже сказала - исторической достоверностью. Про актуальность вообще молчу
"Настоящая война всегда начинается вдруг! Да, вдруг. А не с завтрашнего дня и не с понедельника.
К Дракону можно привыкнуть?! - Можно…
Ведь Дракон навел порядок в городе и избавил его от цыган. А цыгане – страшные люди… Бродяжничество у них в крови и они не признают никакой власти! К тому же их песни лишены мужественности, а музыка раздражает всех. Неважно, что никто цыган давно в глаза не видел – так говорит Дракон. Этому учат в школе. Значит, так оно и есть! И в этом лучше не сомневаться. Ведь везде шныряют шпионы, они везде и всюду, любое неосторожное слово может стоить очень дорого… Безопаснее быть всем довольным. Ни о чём не думать, ни в чём не сомневаться. Как штатный учёный Фридрихсен, о котором Дракон говорит: - По молодости шалил, думал… Потом поумнел — соображать начал. Умнее всех, конечно, бургомистр. Он попросту сошёл с ума. Так удобнее. - Болен всеми нервными и психическими болезнями, и ещё тремя, неизвестными науке. А нужна ли вообще свобода жителям этого города? Дракон, ненавидящий и презирающий людей, считает, что они свободы не достойны. Ланселот, готовый идти в бой ради освобождения их от рабства, считает, что люди просто не знают, что это такое – жить свободно, думать свободно, говорить свободно. Но получив свободу сразу поймут её ценность. И будут жить свободно. Тем более, что в городе есть те, кому нужна свобода и кто готов помогать Ланселоту – это кузнецы ( смелые люди, но всего боятся!). У них есть оружие – меч, который 300 лет никому не был нужен. Никто не решался вступить с драконом в смертельный поединок. Но одного меча и смелости недостаточно для победы над Драконом. Для этого ещё надо научиться летать, уметь подняться в небо, подняться над землёй, над собой… Дракон многолик, легко меняет личины и его трудно бывает узнать сразу. Он может принять любой облик, даже твой собственный. Или это ты сам, даже не заметив того, вдруг превратился в Дракона? Потому что этот Дракон на самом деле сидит в каждом из нас. А стоит только успокоится, поверить в то, что победив Дракона однажды, ты победил его навсегда, он найдёт в тебе слабое место и начнёт снова завоёвывать тебя. И нужно будет снова убивать этого Дракона.
- Нашего Дракона может победить только он сам!
Если люди в душе остались рабами, они будут искать себе нового хозяина. Вместо одного Дракона возникнут сотни новых. Вместо свободы придёт анархия, когда можно бить окна, поджигать телеги, можно грабить и убивать, ведь в понимании раба – это и есть свобода : когда можно всё! У рабов свои представления о морали и свободе. Те, которые в них вырастил Дракон.
- Вы будете слушаться или нет? - Не будем! Наверное… - А почему? - Потому что некого!
И тогда уставшие от разбоя и беспредела люди начинают мечтать о новом хозяине, который придёт и наведёт порядок. И всё равно, кто это будет. Будет ли это новый Дракон… Ведь самый лучший способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного. Или это будет бывший бургомистр, ставший президентом вольного города. Согласно новой истории, это именно он победил Дракона, а не какой – то там Ланселот, которого и найти то не могут после поединка... Даже в вернувшемся в город Ланселоте видят не освободителя, а нового хозяина. И немудрено. Это уже не тот Ланселот, который вызвал Дракона на поединок. Тот всё время шутил, а этот разучился улыбаться. Тот любил людей, старался понять и оправдать их. А этот требует от них невозможного – мгновенно стать свободными, после стольких лет рабства, которое у них в крови. Он презирает людей за то, что за год свободной жизни они так и не стали свободными, не научились думать. И ради этих людишек он рисковал жизнью! Нет, он наведёт здесь порядок, он заставит их убить Дракона в себе и стать свободными! И только выплеснутый ему в лицо Эльзой стакан воды отрезвляет его. Да, это высокомерное презрение к ним и сделало Ланселота в их глазах новым Драконом. Новым хозяином, господином! И уходя из города Ланселот вдруг видит Дракона, запускающего с детьми бумажного змея – маленького трёхглавого дракончика. Совсем не страшного. Пока… Теперь у Дракона новый облик – он добрый(с виду), такой заботливый… Он воспитатель. Он воспитывает из этих детей новых рабов для себя. А значит, всё надо начинать снова, и убивать Дракона в душах детей, где он не успел ещё угнездиться основательно. И тогда, может быть, они, или уже их дети, научатся убивать Дракона, ведь Ланселот учил их этому с детства. И они с детства учились жить свободными, думать свободно… Да, свободе надо учиться, её каждый должен завоевать и отстоять для себя сам. Её никто тебе не подарит. Никто не убьёт за тебя Дракона. Теперь Ланселот это знает. И будет учить этому детей… А значит есть надежда, что когда нибудь мир научится жить без Дракона"
Вуковар. Страшный и правдивый фильм о войне на Балканах, который посмотрела вчера. Фильм был снят в 1994 году режиссёром Борой Драшковичем по совместному с Маей Драшкович сценарию. Югославская картина была названа одной из лучших и получила 18 международных наград на 67 фестивалях, в том числе номинировалась на Оскар и Золотой глобус. Вуковар - красивый зеленый хорватский город. История хорватки Анны и серба Томо. Молодые люди полюбили друг друга, поженились, строили планы на будущее и, как и все простые люди хотели просто жить. Жить в в любви и мире. Но, как сказал один из героев фильма: "Всё так и случилось бы, если бы это зависело только от нас". Все планы и надежды безжалостно разрушает война. Томо забирают на военные сборы. Анна остается в Вуковаре, жизнь в котором с каждым днем становится все опаснее. Люди, бывшие прежде друзьями, становятся теперь врагами лишь из-за их этнической принадлежности. Как снежный ком нарастают тревога, агрессия, злоба, ненависть... Как говорит Анна: "Наши предки жили здесь тысячи лет в мире и согласии. Куда все это делось?" Страшные эпизоды фильма, когда в осажденном Вуковаре Анна выходит достать немного хлеба для родителей. И возвращается к горящему разрушенному дому, в который попал снаряд. Дунай, в который сбрасывают трупы... Руины разбомбленных домов. Страх и отчаяние людей, сидящих в подвалах под бомбежками сербской армии. Серб Томо, который, выполняя приказ, вынужден стрелять по собственному городу... Во время обстрела города, муж-снайпер видит в прицел свою беременную жену, и кричит «Прекратите», но его никто не слышит. Вуковар находился в осаде более 3-х месяцев и был, фактически, стерт с лица земли. Финальные кадры, где вместо города показаны одни руины и разрушенные дома, смотреть, конечно, очень тяжело. Но все-таки посмотрите фильм, если кто-то не видел раньше. Хотя бы для того, чтобы просто задуматься о том - как вообще такие вещи становятся возможны в наше время?